Памятники Казахстана в эпоху бронзы
Андроновская культура, вопросы происхождения и
периодизации Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху,
привели во П тыс. до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и
высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным
образом изменил всю обстановку на территории Казахстана.
Прогресс общества
эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую
эпоху, было производственное освоение палеометаллов. В середине П тыс. до н.э.
племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза становится
основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия.
Богатства недр
Казахстана полиметаллами и, в первую очередь, оловянисто-медными рудами явились
одной из причин возникновения на этой территории мощного очага металлургии. К
перестройке экономики вели, прежде всего, природно-климатические изменения.
Так, в эпоху поздней бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит
более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону
потепления и большей сухости. Засушливому периоду сопутствуют уменьшение стока
рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер и, в
конечном счете, уменьшение общей увлажненности материков Северного полушария1.
В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и
Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности
исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке
она получила условное название «андроновской» по месту находки первого
памятника у с. Андропово близ Ачинска в Западной Сибири. Длительное время в
казахстанских степях выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время
вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую
культурно-историческую общность. Один из основных центров андроновской
культурно-исторической общности находился на территории Казахстана. Археологические
данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем
большинстве вело оседлый образ жизни.
Поселки располагались по берегам рек с
широкими пойменными лугами. Для населения этих поселков был характерен
комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным
преобладанием пастушеского скотоводства. Главными признаками культуры,
отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный
обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы
металлических изделий. Происхождение андроновской культуры - проблема
дискуссионная. В исторической науке существует ряд гипотез. Большинство
исследователей считает; что андроновская культура образовалась на основе
естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению
племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и
Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны
скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела. Дальнейшее
развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия
привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию
металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств
материальных благ в обширной зоне привел к сложению характерных особенностей
андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества. Одним из
сложных вопросов в истории андроновской общности является определение
этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из
них, андроновцы принадлежали финно-угорской этнической группе. В исторической и
филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской
принадлежности андроновских племен. В последние годы у языковедов-тюркологов,
этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о
тюркоязычности андроновских племен. В исторической и филологической науке
утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских
племен. В пользу индоиранского происхождения андроновцев свидетельствует
большое количество названий, связанных с колесным транспортом. Арийскими
являются имена правителей, термины, связанные с коневодческой практикой, имена
богов, запечатленные в документах народов Передней Азии 2 тыс. до н.э. имевших
письменность, имена божеств в «Авесте», священной книге зороастрийцев. В
«Авесте» встречаются такие имена богов, как Митра и Варуна, культ которых
получил широкое распространение. Ряд топонимов на территории Центральной Азии тоже
арийского происхождения. Принципиальные коррективы в научные представления о
древностях евразийских степей в период формирования андроновских племен внесли
открытие и изучение укрепленных поселений городского типа Синташта и Аркаим,
относящихся к раннему периоду бронзового века (18 - 16 вв. до н.э).
Формирование и сложение андроновской культурно-исторической общности
происходило в течение нескольких столетий, начиная с рубежа 3-2 тысячелетия до
н.э. на территории Северного Казахстана и Западной Сибири. Андроновская
культура как единая общность оформились на территории Казахстана к 16-15 вв. до
н.э. Для орнаментации керамики использованы приемы прочерчивания, наколы,
гребенчатый штамп. Орнаментальная система керамики поселений Устюрта
характеризуется большим разнообразием элементов, мотивов и композиций.
Основными, наиболее распространенными сюжетами орнамента являются различные
сочетания прямых горизонтальных линий, рядов наклонных отрезков, зигзага,
елочки, ромбов. К менее распространенным сюжетам относятся: заштрихованные
треугольники, заштрихованные ромбы, меандр. Население Устюрта и сопредельных с
ним территорий, было вовлечено в этнокультурный процесс, происходивший в
рассматриваемое историческое время на Урале, в Сибири, в степных просторах
Казахстана, Среднеазиатского Междуречья и Иранского Нагорья. В свете последних
открытий на Устюрте становиться возможным культурно-хронологическая атрибуция
материалов ряда памятников Волго-Уральского региона, имеющих в своем наборе
материалы, близкие к токсанбайским. Значение устюртского очага культур эпохи
бронзы в воссоздании картины исторического прошлого, в определении направлений
древних миграционных процессов, трудно переоценить. Удаленность Устюрта от
центров культуры эпохи бронзы предопределили своеобразие токсанбайского
культурного феномена. Выявление механизмов адаптации древних популяций к
природно-климатическим особенностям Устюрта, их уровня хозяйственно-культурного
развития, определение степени контактов с этнокультурными массивами Евразии, а
также разработка вопросов мировоззрения, является важной задачей казахстанской
археологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий